top of page

Эмоции ребёнка

19 мая я выступала на конференции ECCE Talk

Я рассказывала о сказкотворчестве, детях нового поколения, об эмоциональном интеллекте. Это была насыщенная лекция, я получила много положительных отзывов и поэтому решила поделиться с вами текстом моего выступления.

Tati Galieva Skazkolive

Я сказочница. Я пишу сказки, которые развивают эмоциональный и социальный интеллект у детей и взрослых. И я абсолютно уверена: без сказок невозможно воспитывать детей нового поколения. Мои сказки научили детей многому, они понимают, что книгу невозможно заменить гаджетом, они понимают себя и окружающих, поэтому никогда намеренно не будут причинять кому-то боль, а ещё они уверены что наши возможности безграничны. Потому что их мысли и эмоции - это их помощники. И этому их научили сказки.

Почему эмоциональный интеллект в тренде?

Представьте, что все мы с головы до пят наполнены эмодзи. Это те самые смайлы, которые мы ежедневно используем в переписке в мессанджерах. Но наши эмодзи большие как шары, им тесно, их слишком много, они толкаются, рвутся наружу и время от времени какой-нибудь шар лопается. В этот момент мы взрываемся раскатистым смехом, бурей негодования, лавиной агрессии.

А теперь посмотрите на тех кто рядом, на наших деток. У них тоже самое, только взрыв сильнее и масштабнее. Ребёнок не знает что это сейчас в нём взорвалось, он не знает как это называется, он не может подойти, дёрнуть маму за юбку и сказать:

"Мама, хватит! Я устал от того, что ты постоянно сравниваешь меня с кем-то, я чувствую себя неполноценным. Что ты со мной делаешь? Остановись!"

Он умеет говорить, но не умеет выразить. А почему? А как говорить о том, чего ты не знаешь? У нас не принято объяснять, делиться, говорить о своих чувствах.

Мы уверены: “Он ещё маленький”. Да, маленький, а потребность огромная!

Предлагаю маленький эксперимент. На этом слайде изображены самые простые эмоции, которые испытывают дети.

Тест на эмоциональный интеллект

Сможете ли вы определить безошибочно какие это эмоции и насколько ярко они выражены?

Посмотрите внимательно, а теперь я все эти эмоции вам назову и вы честно признаетесь себе насколько правильно вы их определили.

На этом слайде ярко-выраженный восторг, ужас, обида, недоумение. Это не ярко выраженное счастье и отвращение (Фи, как не прилично).

Уметь безошибочно определять такие эмоции - это базовый низший уровень эмоционального интеллекта человека. Так, может быть стоит начать с себя? Ведь ребёнок не всегда может легко рассказать о том, что он чувствует, ему трудно выразить это словами, но вы можете помочь ему, если будете понимать что сейчас с ним/ с ней происходит.

Когда передо мной стоит задача рассказать об агрессии бойкому мальчику, такому мега-ниндзя, который и нашим и вашим всем в лоб для полной гармонии, я просто беру его за руку и приглашаю в свой Театр эмоций, там мы будем придумывать и играть в сказку.

Театр эмоций Skazkolive

Для начала я веду его в костюмерную (там мы с ним примеряем разные роли и выбираем героев для сказки), затем уверенно шагаем к художнику по декорациям (там мы рисуем будущий сюжет)и только потом мы открываем волшебную дверь, где хранится старое зеркало (вход в зазеркалье).

Перед тем как мы шагнём в зеркало я спрашиваю своего гостя:

- Что такое агрессия?

- Не знаю, злость, - отвечает ребёнок.

Это самый честный ответ. Ребёнок на самом деле не знает.

Но, когда мы возвращаемся, я вновь задаю этот же вопрос и получаю ответ:

- Агрессия - это боль, это обида, это короткий путь к любой цели, но тогда у меня друзей не будет.., - отвечает мне маленький актёр.

А ведь я не читала лекции и нотации, я лишь сказкотворила с ним.

Что такое сказкотворчество?

Это один из способов помочь ребёнку разобраться в мире эмоций

Это совместная игра, общение, взаимодействие, где ребёнок часть творческого и интеллектуального процесса, процесса постижения эмоций. Пока рождается сказка ребёнок учиться мыслить, творить, подвергать сомнению признанное, обсуждать и выдвигать свои гипотезы.

Там, в театре эмоций, мы познакомились с героями и их характерами, мы выбирали декорации - о чём будет сказка (то есть я подняла проблему агрессии и жестокости, затем я объяснила как появилась проблема, к чему привела проблема и как её можно решить), после мы ныряем в зазеркалье, в гущу событий нашей сказки, где главный герой (ребёнок) решает свою проблему, преодолевает препятствия, выбирает путь по которому будет следовать и, наконец, в результате переживает катарсис, перерождается, меняется. Но это не всё, так как цель терапевтической сказки помочь подвести ребёнка к определённому выводу. Вывод - это как выход из мира фантазии в реальный мир с иным мироощущением.

Путешествие в сказку всегда заканчивается выводом и возвратом в реальный мир, но вернувшись ребёнок думает и видит иначе.

Приведу пример. Как-то я написала для Давида сказку про страх. Он очень любит необычные варианты, поэтому мы выбрали космических зайцев и поселили их на выдуманную планету 13. Потом я нарисовала образ страха (черная большая туча как великан, страшная, и если ты её боишься она ещё больше растёт), то есть я поставила проблему - вот на этой планете живёт великан страх, который дышать никому не даёт и из-за него жители планеты даже не выходят из домиков, не дружат ни с кем, а с утра до ночи боятся (то есть к чему привела эта проблема), затем я дала три варианта как победить страх (обычным путём - сразиться с ним, необычным путём - например, рассмешить страх, при помощи волшебника или волшебного средства). затем мы нырнули в зазеркалье. Давид превратился в главного героя -любопытного мальчика зайчика, который познакомился с говорящим кактусом и узнал про великана. Узнал и решил победить его, а всех жителей планеты освободить. Давид выбрал необычный вариант, он назвал страх мыльным пузырём, рассмешил его и тот лопнул. В итоге, главный герой побеждает свой страх смехом (можно провести параллель с театром абсурда) и переживает своё состояние победы над страхом в сказке. После мы прилетели на землю и вернулись в реальный мир. Вывод простой - иногда над собой и своими страхами надо уметь посмеяться, потому что если поддаться страху он вырастет и захватит тебя как ту планету.

Ещё у меня была сказка для мальчика, который тяжело переживал развод родителей и, обвиняя во всём свою маму, начал бить её. Стал очень агрессивным и жестоким. Сказка называлась Злодей Кракоруль, который украл маму мальчика. Раз мальчик жестоко обижает маму, значит она ему не нужна, а злодею нужна такая красивая и добрая мама. Но в этой сказке ребёнок смотрел на агрессию со стороны, то есть изучая своё поведение через злодея. В итоге, мальчик сумел построить супер лодку, доплыть до острова где жил Кракоруль, победить его и спасти свою маму. Вывод - твоя агрессия отдаляет от тебя маму, которой тоже непросто, потому что она теперь одна с тобой. Да, ваша семья изменилась, но бросать шишки в маму - это не выход. Мальчик очень полюбил сказку, хотя ему было тогда уже 8 лет и даже поблагодарил меня. Ему было сложно принять развод родителей, но сказка помогла ему ощутить ответственность перед мамой - мама одна, она незаменима и ей тоже бывает больно и сложно.

Как развивать эмоциональный интеллект сказками?

Теперь ещё один образ, представьте, что ребёнок - это ёжик наоборот, иголками внутрь и каждая иголочка заставляет его прыгать, бегать, дёргать, перебивать, ломать, рушить. И вот такого чудо-ёжика, которому жизненно-необходимо играть-скакать усаживают за письменный стол с маленького возраста, и любви ради, вместо игры предлагают знания, ежедневно по 2-3 часа, зато он в три уже читает. Или другой вариант - вместо знаний ёжику подсовывают гаджет - игру в планшете. Иголочки нашего ёжика сначала отчаянно сопротивляются, а потом отмирают и отваливаются. Что происходит с таким ребёнком? Он теряет смысл, мотивацию, креативность, он устаёт, у него слишком рано отобрали игру.

Знаете, это как минимум жутковато, слышать от шестилетнего мальчишки, что он устал жить. И как такого Пьеро вернуть к жизни?

Проверено на практике, иголочки отрастают, если вернуть ребёнка в естественную среду, как рыбку в море, вернуть ему творчество, игру и сказку.

Как-то я познакомилась с очень умным и очень уставшим мальчиком. Мы с ним сочинили сказку,играли в неё, а потом решили слепить усталость из глины. И вот он сидит лепит какую-то гору, а потом как расплачется.Я подошла, обняла его:

- Что случилось?

А он смотрит на меня огромными глазами полными слёз и отвечает:

- Я понял, что ещё ни дня не жил.

Ребёнок не просто играет, он творит, учится и познаёт.

Я начала писать свои сказки ещё до рождения ребёнка. Помню как сейчас - это была сказка-сценарий моей будущей жизни в новой роли, я готовилась стать мамой. Я представляла себя поднимающейся по ступенькам старого маяка. Каждая ступень - год жизни. И так вышло, что я прошла 13 ступеней. Не знаю Маяк ли это начудил или я, но мой сын родился 13 числа в 13:00. Я писала ему и сочиняла сказки с первых дней рождения, я пела колыбельные и рассказывала истории. Только потом я узнала как важен первый год жизни для ребёнка, когда он учится общаться через эмоции с миром.

Новорожденный кроха не просто лежит, он работает каждый день - его задача понять где он и по каким правилам здесь живут, его задача впитать как можно больше и хотя бы через эмоции и элементарные звуки выражать свои потребности. Так помогите ему в этом! Развивайте эмоциональный интеллект ребёнка и приходите на мой бесплатный марафон "Эмоциональный интеллект ребёнка"

Мы с моим сыном развивались вместе, я училась у него, а он у меня. Я объясняла ему, кто такие люди, как они живут, что они чувствуют, а он учил меня терпению, постоянству. Потом моё сказительство вышло за пределы семьи и переселилось в песочницы, детские площадки. Я начала рассказывать свои сказки другим детям, потом начала писать сказки для детей друзей, а потом и вовсе для незнакомых. Так появился мой проект Skazkolive и новые персонажи - Немус-говорун про умение слушать и слышать, Воробушек Пи (сказка о болезни - онкология), Кучеглазая лошадка про чтение бумажных книжек, стихи про Буку-бусю об обидах, Диндина (сказка, которая помогла девочке поверить в себя и поступить в художественную школу), жираф Фекуло (заброшенные игрушки тоже что-то чувствуют).

Читайте детям больше, играйте и творите. Это не требует колоссальных затрат, а польза невероятная!

Добро пожаловать в Skazkolive

Я Tati Galieva автор проекта, блога, книг для детей и родителей, автор курсов... 

Новые записи
bottom of page